Наталья Непомнящих: «Связующий – это творец»

Запускаю на своём канале новую рубрику и выражаю огромную признательность прекрасной Наталье Непомнящих, что выразила готовность и нашла время дать это интервью!

— Наталья, Вы признавались, что волейбол для Вас – зависимость. Как же проходит первый сезон вне его? Чем заняты?

— Первое время было очень тяжело, я переживала и вообще не понимала, что происходит. Я отдыхала у друзей в Сочи, как раз у всех команд начались сборы. Я не понимала, где мои тренировки, где мой режим, почему я ещё не на сборах, было странное ощущение.

Но в итоге волейбол из моей жизни никуда не исчез. Мой муж тренирует любителей в пляжный волейбол, я периодически хожу к нему на тренировки, чтобы немного поиграть и подвигаться. Но, как выяснилось, двигаться по песку не так-то и легко. Первое время прямо с трудом это делала. И всё же оказалось очень интересно, я втянулась.

— Следите ли за волейбольными событиями? Тяжело ли наблюдать со стороны, не рвётесь ли на площадку?

— За волейбольными событиями слежу постоянно, смотрю женский чемпионат страны. Сейчас живу в Москве и получилось сходить на игру «Динамо» — «Тулица». Скажем так, наблюдала со стороны и могу сказать: на данный момент на площадку вообще не рвусь! Вначале сезона ощущения, конечно, были совсем другие, нежели сейчас.

— Как встретили Новый год? С семьёй и обязательной ёлкой, как Вы любите? Что было на столе – всё традиционно, или в Вашей семье есть свои пристрастия в праздничном застолье?

— Новый Год встречала с мужем. Для меня это праздник спокойствия, уюта, тепла, чудес. Конечно, обязательно ёлка, за окном должно быть много снега, огоньки гирлянд, «Оливье», селёдка «под шубой», по телевизору идёт «Ирония судьбы, или С лёгким паром»… Для меня это воспоминания из детства, которые греют душу: мама на кухне режет салаты, идёт кино… Поэтому такую атмосферу я создаю уже у себя на кухне каждый год.

Мы всегда садимся раньше за стол, часов в восемь ужинаем и уже в 00-00 мы встречаем Новый Год с шампанским и мандаринами. Кому-то это может показаться скучным и неинтересным, но только не мне.

— А какими, на Ваш взгляд, должны быть подарки? Что Вы сами любите получать, а что дарить? Что выберете – получить в подарок что-то, о чём давно мечтали, или абсолютный сюрприз?

— Мне кажется, что лучший подарок-тот, что был выбран с душой и с мыслями о человеке, которому он предназначен. Часто проблема в том, что даритель находится в плену у стереотипов: ему кажется, что подарки должны быть дорогими и неожиданными. Если честно, я очень не люблю сюрпризы и букеты цветов. И я за то, чтобы заранее обсуждать будущие подарки.

— Вы сибирячка и рассказывали о любви к зиме и снегу. Тогда наверняка Вам близки зимние «забавы», тем более что, к гадалке не ходи, в Красноярске в школе зачёт по лыжам приходилось сдавать. Что предпочитаете: лыжи, коньки, горные лыжи, санки?

— А вот и не сдавала я зачёт я по лыжам, как ни странно! Я очень люблю зиму, все эти «забавы» мне знакомы. Успела покататься и на коньках, и на лыжах, на санках тоже. Но когда в моей жизни случился волейбол, контракты, конечно, я об этом сразу забыла, чтобы, не дай бог, не получить травму, ведь бывает всякое.

Но сейчас есть прекрасная возможность обо всём вспомнить. Теперь я могу даже на голове стоять, не говоря уже о зимних развлечениях.

— Вы рассказывали, что первый тренер Зинаида Ниловна Русакова позвала Вас в волейбол как высокую девочку прямо из школьного класса. Получается, Вы другие виды спорта даже не пробовали и не думали о них, или был такой опыт?

— Ой, здорово, что задали этот вопрос! До определённого момента я тоже думала, что меня позвали как высокую девочку (я рассказывала в одном из интервью). Зинаида Ниловна прочитала его, прислала фотографию и сказала: «Ну, и где ты «самая высокая»? Но всё-таки она во мне что-то разглядела. И я этому очень рада, спасибо ей огромное за это.

Другой вид спорта даже не пробовала (был баскетбол на уровне школьной программы). Волейбол затянул. Спасибо огромное Папе, он втянулся во всё это со мной и начал активно участвовать в моей спортивной жизни.

— Волейбол стал чем-то новым в Вашей жизни. Появились ли в юности кумиры среди известных игроков?

— Волейбол действительно стал для меня новым явлением, и с каждым днём он занимал всё больше и больше времени. Что касается «кумиров», я очень любила наблюдать за Мариной Бабешиной (Шешениной). Она профессионал своего дела, замечательный игрок и чудесный человек!

— Вас сразу поставили пасовать, или есть история, как Вы стали связующей?

— В детстве нас обучали всему, а потом со временем я стала пасовать, причём даже не вспомню, в какой момент это произошло! Мне кажется, я пасовала всегда.

— Какие качества для связующего, на Ваш взгляд, наиболее важны? Можно ли постоянно совершенствовать технику игры, или заложенное на начальном этапе в юности уже трудно исправить?

— Связующий — это творец. На площадке он всё время должен думать. Безусловно, это лидер, авторитет, от которого зависит очень многое. Он должен держать себя в руках, терпеть, не психовать, излишние эмоции, злость на партнёра и самоедство ни к чему хорошему не приведут. Это игрок с высокой игровой культурой и дисциплиной. Конечно, можно совершенствоваться, я бы сказала, даже нужно. Волейбол ведь не стоит на месте. Тем более, учиться никогда не поздно, и не важно, сколько тебе лет.

— Примерно понятно, как тренируются игровые элементы действий связующего, а с точки зрения физической подготовки есть что-то особенное, или все упражнения в тренажёрке делаются наравне с другими игроками команды? Например, у профессиональных баскетболистов есть упражнения на тренировку запястий. В волейболе применяется что-то подобное?

— С точки зрения физической подготовки программы отличаются. Есть, конечно, базовые упражнения, которые выполняет вся команда, но также есть упражнения отдельно для связующих, для нападающих, для либеро и для первых темпов. И не только у профессиональных баскетболистов есть упражнения на запястье, также и у волейболистов они присутствуют, причём их выполняют не только связующие игроки.

— Что для Вас было новым в тренировочном процессе, когда Вы перебрались из Сибири в Санкт-Петербург? И как состоялся Ваш переход? Александр Леонидович Кашин пригласил лично?

— Мне позвонил агент и сказал, что Александр Леонидович хочет видеть меня в своей команде. Я согласилась и оказалась в «Ленинградке». А по поводу тренировочного процесса, что для меня было новым… Честно, я даже как-то не задумывалась, тренировалась, играла и выполняла свою работу.

— На что бы Вы сейчас сами рекомендовали молодым связующим обратить внимание в их тренировках?

— Конечно же, обратить внимание на технику передачи. Приходить перед тренировками и оттачивать передачу (работать над скоростью вылета мяча). Есть стенка, есть кольца, тренер, который может помочь.

Но, допустим, даже если связующему поставили правильную технику передачи, то помимо рук стоит обратить внимание на ноги. Если ты неправильно выходишь под мяч, то качество передачи будет страдать. Поэтому тяжело играть, когда есть проблемы с ногами, ведь приходится много бегать.

Я бы посоветовала связующим работать над мячами, которые улетают на ту сторону площадки. При желании можно спасать много сеточных мячей.

— В этом сезоне в Краснодаре из-за кадровых потерь практически без замен пасует молодая Есения Мишагина. Как Вы считаете, насколько опасно молодой волейболистке сразу получить такую большую нагрузку на уровне Суперлиги?

— Я не вижу здесь никакой опасности. Мне кажется, ей выпала прекрасная возможность набираться игрового опыта, ведь когда-то надо начинать. И я ей желаю огромной удачи, пусть у неё всё получится. Тем более, что её окружают такие опытные игроки, как Мария Перепёлкина, Катя Третьякова, Юлия Подскальная, которые могут подсказать и помочь на площадке.

— Находили ли Вы для себя полезным смотреть другой волейбол – мужской, иностранный, сборные команды? Удавалось ли анализировать его не как болельщику, а как игроку, подмечая что-то новое в игре других?

— Ну, лично я всегда смотрела иностранные чемпионаты и до сих пор смотрю. Также как и игры сборных. В первую очередь, я, конечно, наблюдала за связующими, за их ведением игры, за быстрыми, скоростными передачами. Я прямо всегда получаю удовольствие от игры иностранных «связок».

— Раскройте подробности истории с Вашим переходом в 2018 году в «Заречье».

— Если честно, тогда наступил период в жизни, когда надо было сменить обстановку, хотелось уже что-то поменять, пять лет я отыграла за «Ленинградку». И в итоге появился вариант поиграть за «Заречье Одинцово». Тем более, у меня всегда было желание потренироваться и поиграть под руководством Вадима Анатольевича Панкова. Вот такая обычная история.

— Ваш муж – тоже человек из волейбола. У вас с ним бывают споры на волейбольные темы? Существует антагонизм между женским и мужским волейболом? Я, к примеру, встречал случаи, когда волейболисты относились к женскому волейболу, как к чему-то несерьёзному.

— У нас бывают споры, как и у всех людей, на какие-то темы, на волейбольные в том числе, но чаще мы сходимся во мнении, чем расходимся. У нас схожие взгляды на какие-то вопросы и единое понимание игры. И, кстати, он не считает женский волейбол чем-то несерьёзным. Сейчас в целом женский волейбол стремится по скорости и атлетизму к мужскому. Но в женском волейболе есть и своя изюминка, в том, что мяч держится сильно дольше, и розыгрыши интереснее.

— Как оцениваете изменения в составе «Ленинградки» перед этим сезоном? Команда стала сильнее?

— Я думаю, что это не в моей компетенции оценивать, стала команда сильнее или слабее. Сезон покажет, насколько успешно клуб провёл трансферную политику.

— Как считаете, кому сложнее приспособиться – нападающим к новой связующей или связующей к новым нападающим?

— Когда идёт формирование команды, нужно смотреть, какие у тебя есть исполнители в атаке и какая к ним нужна связующая, или наоборот какая связующая и какие нужны исполнители, то есть одно должно подходить к другому в любом случае. Однако связующая — это полкоманды, и у неё есть свой стиль. Поэтому, в целом, я думаю, нападающему чуть-чуть сложнее приспособиться к игре связующего. Так как «связка» редко меняет стиль своей игры, ведь она и определяет этим игру своей команды. «Связка» строит игру, а не нападающий, хотя, конечно, пасующая делает это, исходя из сильных и слабых сторон своих нападающих. Так что всё от связующей.

— Какие подсказки тренера в тайм-аутах для Вас были более ценными – по корректировке техники выполнения элементов, по тактике или лучше получить эмоциональный заряд?

— Для меня важно было получать подсказки по тактике. Бывало так, что заигрываешься и не замечаешь каких-то ошибок, а со стороны ведь видно всё. Не зря ведь «связок» иногда меняют во время матча, чтобы они немножко игру оценили со стороны. Но эмоциональный заряд также никто не отменял. Однозначно он важен! Только именно здоровые эмоции, а не нервозность.

— Вы почти 10 лет прожили в Питере. Наверняка есть любимые места в городе. Назовите два: одно общеизвестное, а другое, о котором не говорят в путеводителях.

— Даааа, в Питере я очень надолго задержалась! Причём не думала, что так сильно полюблю его, ведь когда я только туда приехала, я плакала, думала, что за серый, дождливый город. Но сейчас я вспоминаю с улыбкой на лице, как я могла так думать.

Я очень люблю Исаакиевский собор. Каждый раз проходя мимо него или заходя в него, я удивляюсь, какая же это Мощь… Прямо дух захватывает от такой Красоты! Рядом с ним есть кафе «Счастье». Я любила пить там кофе и любоваться собором. Кто будет в Питере, обязательно туда загляните.

А вот второе место, о котором не говорят в путеводителях — это Памятник петербургскому дождю! Ну, по крайне мере, я о нём мало слышала. Памятник стоит в «Измайловском Гостином дворе», где каждый желающий может прийти полюбоваться этим замечательным творением и попросить у дождя хорошую погоду. Очень даже актуально!

— Объездили ли пригороды – Петергоф, Павловск, Царское Село?

— Да, я была и в Петергофе, и в Царском селе и даже не по одному разу. Очень красивые места. Но вот до Павловска так и не доехала. Но, думаю, будет такая возможность, ведь в Санкт-Петербург я иногда приезжаю.

— Известна Ваша любовь к театру. Появился ли любимый театр? Или Вы «всеядны» и готовы смотреть много разных постановок?

— Любовь с театрами случилась как раз в Санкт-Петербурге. Я «всеядная»: и на балеты могу сходить, и на оперу! Я очень любила ходить в театр имени Аркадия Райкина, он небольшой и очень уютный. Всегда стараюсь брать билеты на первые ряды! Когда сидишь рядом, такое ощущение, что проживаешь всё это вместе с актёрами. А ещё я очень рада, что Ане Матиенко показала театры в Питере, сводила её на свои любимые спектакли, и она теперь полюбила этот вид досуга!

— А самой когда-нибудь хотелось выйти на сцену?

— Самой никогда. Но я всегда восторгаюсь игрой актёров! Готова дарить цветы каждому за их труд.

— Приоткроете завесу тайны? Почему всё-таки состоялся уход из «Ленинградки» и случилась приостановка карьеры? Какие планы и цели на 2022 год?

— Честно, вообще даже не хочу ничего «приоткрывать». Моя история с «Ленинградкой» закончилась, the end. Я прямо закрыла эту историю, повесила туда замок и выкинула ключ. Всегда у каждого будет своё мнение и своя правда. Я желаю им успехов!

Скорее всего, моя карьера закончилась, но для себя я оставила 1% на возвращение в спорт. Планы на этот год — конечно же, семья! А дальше будет видно.

— Что хотели бы передать своим персональным поклонникам?

— Своим персональным болельщикам и поклонникам я хочу передать огромный привет. Я жива, со мной всё хорошо, надеюсь, они ещё помнят меня. Я к ним отношусь с особой любовью, ведь поддержка дорогого стоит. Когда объявили, что я ухожу из «Ленинградки», меня очень тронуло, что мне стали писать, узнавать, в какой команде я буду продолжать свою карьеру, чтобы приехать и поболеть за меня!

Вот сейчас вам всё это рассказываю, и на меня нахлынули воспоминания… На самом деле, хочется пожелать всем здоровья в такое непростое время.

— Свыклись ли Вы с нынешними реалиями жизни — карантин, вакцинация, QR-коды? Как сами думаете, будет ли ещё жизнь без этого или так нам теперь жить, если не всегда, то очень долго?

— Пришлось подстраиваться под нынешние реалии, другого варианта ведь нет. Конечно, хочется вернуться в то время, когда не знали, что такое Ковид, QR-коды, постоянные маски. Но, думаю, что наша жизнь уже не станет прежней.

Специально для Яндекс.Дзен-канала «Первый темп»

Фото — из Инстаграма волейболистки

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях