В минувшем сезоне Елизавета Кочурина прочно закрепилась в числе лучших центральных блокирующих российской Суперлиги.
Её уверенная игра за «Протон-Саратов» не осталась не замеченной и за границей, и теперь волейболистка, родившаяся в Карелии, не так далеко от Белого моря, уезжает выступать на море Средиземное – во французский «Волеро», где собралась целая «русская пятёрка».
Пока трудовые будни межсезонья только наступают, мы побеседовали с ней о поворотах её карьеры, прошедшем чемпионате и планах на будущее. И Лиза с присущим ей юмором какие-то моменты прояснила, а где-то, напротив, напустила лёгкого тумана. Благодарю Елизавету за уделённое время и с радостью публикую наше с ней интервью.
— Елизавета, Вы хоть и молодая волейболистка, но обладаете уже завидным количеством титулов и достижений. Тем не менее, создаётся впечатление, что внимание журналистов к Вам скупое – более или менее развёрнутое интервью я видел лишь одно. У Вас у самой нет от этого некоторого ощущения несправедливости? Мол, уже есть, что сказать и рассказать, но не спрашивают?
— Хоть у меня и достаточно наград и титулов, но все они были получены за юниорскую сборную, а не за основную. Так что я не сильно переживаю на счёт своей популярности. Придёт время, придёт и слава.
— Насколько знаю, Вы родились в Карелии, в этом отпуске были на Беломорье, но детство и первые шаги в волейболе состоялись в Нижнем Новгороде. Что Вы сами считаете своей малой Родиной? Где Ваш дом? Называете себя нижегородкой?
— Конечно, я нижегородка. Здесь живёт моя семья, здесь я выросла, многому научилась и многое узнала. Например, как играть в волейбол (смеётся). Карелия для меня – место, куда я могу всегда приехать и меня будут ждать. Здесь прекрасная природа и шикарные виды, которые дают прилив сил на год для плодотворной работы.
— Вы рассказывали, что папа хотел отправить Вас по своим стопам в баскетбол, Вы сами занимались танцами, но в итоге оказались в волейболе. Судя по всему, Вы всегда были активным ребёнком? Усидчивость – это не про Вас?
— Да, я была активным ребёнком. Занималась танцами и волейболом. Но назвать меня неусидчивой нельзя, так как помимо этого я закончила музыкальную школу и ходила в ИЗОстудию, что само по себе требует усидчивости и концентрации внимания.
— И, раз речь зашла об усидчивости, где и на кого учитесь? Как успехи в учёбе?
— Я не привыкла делать что-то плохо. А так как волейбол занимает все мои мысли, на учёбу времени не остаётся. И я пока не решила, кем хочу стать после завершения спортивной карьеры.
— До этого лета география Вашей карьеры была довольно тесной – Нижний Новгород, Казань, Саратов. Всё сравнительно недалеко друг от друга, в Поволжье. Это случайность или специально хотели быть недалеко от дома?
— Нет, так само получалось. Выбирая команду, я смотрела на другие параметры. Расположение вообще не влияло на моё решение.
— В Казани Вы даже стали чемпионкой России, пусть и в недоигранном чемпионате. Но выходили обычно на замену. У Вас не остался осадок от этого чемпионства? Во-первых, потому что турнир не довели до конца, во-вторых, потому что Вы больше были в запасе. Или это всё-таки полновесное «золото»?
— Это моё первое «золото» взрослого чемпионата. Золото — это всегда здорово, но чувства полной удовлетворенности действительно нет. В тот момент хотелось бы получать больше игрового времени. Но это было решение тренера, и с ним не поспоришь.
— В своё время Вы перешли из «Динамо-Казань» в «Спарту», чтобы получить больше игрового времени. Этот расчёт оправдался? Вам стало комфортнее в более плотном игровом ритме?
— Да, конечно. Ведь реализовывать себя на площадке и есть цель моей работы.
— В «Спарте» Вы впервые играли под руководством иностранного тренера – серба Слободана Радивоевича. Есть ли какие-то черты, которые выделяют Радивоевича среди других тренеров, с которыми Вам доводилось работать?
— У каждого тренера есть свои определённые фишки. Слободан Радивоевич действительно любит, живёт волейболом и заражает этой любовью всех окружающих.
— Расскажите историю перехода в «Протон-Саратов». По чьей инициативе он состоялся? Когда Вы переходили, Вы знали, какой будет состав, видят ли в Вас игрока «основы»?
— Наверное, инициатива перехода исходила от главного тренера саратовской команды Маричева Юрия Николаевича. Он разглядел во мне перспективного игрока и позвал к себе. Конечно, я знала, кто будет в команде. А насчёт места в составе всегда стоит вопрос. И чтобы попасть на площадку, нужно работать и доказывать на тренировках, что ты достоин защищать честь клуба.
— Саратовский игровой зал считается едва ли не самым неудобным в Суперлиге. Вы быстро к нему привыкли?
— Неудобный он для команд-соперников. Но когда ты там тренируешься каждый день, чувствуешь близкое присутствие и поддержку любимых болельщиков, то зал для тебя становиться родным.
— Не могу не спросить про Юрия Маричева. Он человек эмоциональный, где-то эпатажный. Но факт остаётся фактом – в минувшем сезоне из сильно обновлённого и молодого состава он сделал очень симпатичный коллектив, который в четвертьфинале потрепал даже будущих чемпионок. В чём секрет Юрия Николаевича? Как он работает с волейболистками?
— У Юрия Николаевича особый подход. Скажем так, благодаря его индивидуальным методам работы, каждый игрок получает объём нагрузок, который ему необходим для дальнейшего роста.
— Как на команду влияет, когда Маричев спорит с судьями? (Он, наверное, рекордсмен сезона по числу предупреждений). Это заводит или выбивает из колеи?
— Каждый на площадке выполняет свою работу. И Юрий Николаевич выполняет её с особой страстью, которая не всегда укладывается в понятия судей. Когда мы смотрим на тренера, который борется за нас, мы не можем оставаться равнодушными.
— Что случилось в конце «регулярки», когда Вы пропустили несколько матчей? Травма?
— Да, была травма.
— С каким настроением закончили сезон? В заключительной игре плей-офф был реальный шанс зацепиться и продлить серию.
— На площадке всё просто: либо ты сильнее и выигрываешь, либо ты слабее и проигрываешь. «Локомотив» в той игре был сильнее. И это значит, что нам есть над чем работать.
— За эпохальной финальной битвой «Локомотива» и «Уралочки» наверняка следили. Болели за кого-то из них?
— Я всегда болею за красивую игру. Конечно, есть игроки, которым отдаю большее предпочтение, но в данном случае пусть это останется «за кадром».
— Ну, и к делам текущим. Непривычно нынче без сборов в сборной страны?
— Ну, почему же без сборов? Как раз 24 июля начинаются сборы «молодёжки» в Новогорске, на которых мы будем готовиться к Спартакиаде.
— Вы были чемпионкой Европы среди юниорок в 2018, но на следующий год на чемпионате мира остались без медалей. А вот следующая юниорская сборная в минувшем году такой чемпионат мира выиграла. У Вас вроде бы и самой вся карьера впереди, но нет ревности к следующему поколению? На пятки ещё не наступают?
— Конечно, всегда нужно быть готовым к тому, что подрастает молодое поколение. Это хороший стимул, чтобы самим работать ещё усерднее.
— Как и когда появился вариант с «Волеро» и когда точно стало понятно, что Вы туда уезжаете? Давно интересно, насколько трудно психологически играть за команду, которую точно скоро покинешь?
— Вариант с «Волеро» появился… когда появился. А уходишь или остаёшься в команде — ты всегда должен выполнять на площадке свой максимум до последнего свистка.
— Что для Вас стало ключевой причиной перехода? Смена обстановки, финансовые условия, климат, предстоящее участие в Лиги чемпионов?
— Всегда ставлю во главу угла спортивный интерес. Хочется узнать разницу школ волейбола, расширить географию чемпионатов.
— Вы что-то знали про французский клуб раньше? Было ли Вам известно, что на следующий сезон там собирается целая русская «диаспора»?
— Конечно, знала. Эта команда стала хорошей стартовой площадкой для развития русских волейболисток, которые играют в топовых клубах мира. Ко всему прочему прошлый сезон там провела моя подружка Татьяна Симанихина. Она очень положительно отзывалась насчёт клуба.
— Какое предвкушение у Вас от этого трансфера?
— Каждый раз, переходя в новый клуб, чувствуешь некоторое волнение. Но это не обычный переход из одного российского клуба в другой, тут ты уедешь совершенно в другую страну. Но зная, что со мной едут ещё несколько русских девочек, с которыми мы дружим, это придаёт уверенности, что всё сделано правильно.
— Вы оптимист по жизни? Наверное, немногие бы сейчас решились ехать работать за границу, когда кругом рассказывают об антироссийских настроениях там. Или стараетесь не думать об этом?
— Главное, чтобы нас приняли другие девочки из команды. Ведь большое количество времени мы будет работать вместе. Верим, что спорт вне политики, так что надеемся на лучшее.
— Как распланирована предсезонная подготовка «Волеро»? Вам уже известны все графики и сроки?
— Сейчас главное — решить проблемы со всеми документами на въезд. Потом надо хорошо отыграть Спартакиаду и уже тогда можно будет с головой окунуться во французский чемпионат.
— Вы признавались в интервью, что кумиров в волейболе, особенно женском, у Вас не было. Но сами спортивные цели наверняка ставите. К чему идёте? На каком пьедестале, лучшей центральной блокирующей какого турнира болельщикам ждать Елизавету Кочурину?
— Впереди французский чемпионат, хорошо бы там отметиться! Ну, а мечтой любого спортсмена является олимпийское «золото»!
— Судя по Вашим соцсетям, каждый отпуск Вы стараетесь проводить на море. Есть такая тяга или просто хочется туда, где теплее? Как прошёл нынешний отпуск? Моря было, похоже, сразу два.
— Да, моря было два! Чёрное и Белое. Но я бы не сказала, что специально стараюсь выбраться на море. Просто появилась возможность, которой грех было не воспользоваться.
— В мае замуж вышла Ваша подруга Елизавета Попова, и среди свадебных фотографий есть та, где молодожёны хвастаются обручальными кольцами, а Вы рядом показываете, что у Вас на руке пусто. Что-то делаете в этом направлении? Букет невесты ловили? А то среди подруг Попова замужем, Кадочкина в невестах ходит… Или у поклонников волейбола ещё все шансы на Ваше сердце?
— Конечно же, букет невесты ловила! Но я его… «заблокировала»! (смеётся). Шутка, конечно, но пока так. Потому что замужество — это серьёзный шаг, к которому я ещё не готова. Но у меня есть ребята, с которыми мне приятно общаться и проводить время.
Фото – из социальных сетей волейболистки.